воскресенье, 12 сентября 2010 г.

Информация о Десятилетии грамотности (2003-2012)

Информация о Десятилетии грамотности (2003-2012)

Информация для тех.кто работает над продвижением чтения
Восьмое сентября — Международный День распространения чтения и грамотности. Он был объявлен ЮНЕСКО в 1967 году, т.е. почти сорок лет назад, но подлинный размах приобрел только в последние 12—15 лет.
В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания сел и городов украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы: выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д. Фотографии читающих людей распространяются также в СМИ. В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране мы назвали эту неделю «От Дня знаний ко Дню Чтения и Грамотности». Цель акции — привлечение внимания к чтению, которое лежит в основе информационной, образовательной, познавательной, профессиональной, а также повседневной, досуговой и развлекательной деятельности человека и грамотности, являющейся мерилом культуры человека.
В течение первой сентябрьской недели литературные произведения звучат по радио и телевидению, жителей просят не забыть почитать сказку на ночь детям и интересную статью и рассказ пожилым людям. «Уголки чтения» размещают в городских парках и садах, дети собирают книги и обмениваются ими. «Книжные базары» устраиваются около школ, библиотек, книжных магазинов. Внутри книжных магазинов детям ставят стулья, чтобы они могли почитать книжку, прежде чем ее купить.
В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области и Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю Владиславу Петровичу Крапивину, уроженцу этого города.
Жители многих стран мира задают себе вопрос: грамотен ли я? И достаточно ли я грамотен, чтобы хорошо учиться? Чтобы иметь после учебы хорошую работу?

С чего начинается грамотность?
Грамотность начинается с умения читать. Технике чтения дети учатся в начальной школе. В средних классах мы учимся читать по-разному: учебник — вдумчиво, внимательно, а веселую книжку — быстрее, обсуждая отдельные эпизоды с родными и друзьями, а программу телепередач — совсем быстро, выискивая глазами любимые передачи. Поэтому мы называем чтение учебным (деловым) и досуговым (на досуге, во время отдыха).
Читать надо всегда и везде. Если Вы читаете 11 страниц в день, то Вы поддерживаете те умения, которыми Вы уже обладаете. Чтобы улучшить свои умения, нужно читать больше этой нормы.
В старших классах школы и вузах необходимо много, эффективно и продуктивно читать, чтобы хорошо учиться. Нужно владеть умениями информационной обработки текста, стратегиями его понимания и организации прочитанного материала.
Грамотность — это еще и умение писать. Чтение и письмо – два взаимосвязанных процесса. Чтобы писать хорошо, нужно учиться свободно записывать свои мысли в течение 20 минут ежедневно. Попробуйте!
Дети говорят иногда, что они любят компьютер, а не книгу. Футурологи имеют на этот счет два противоположных мнения: одни говорят, что книга останется на бумажном носителе, другие — что книга станет электронной. Однако статистика свидетельствует, что в тех странах, где компьютеры имеются в большинстве школ и семей (Великобритания, США), в последние годы дети стали читать больше и посещать библиотеки чаще.
Что же мы делаем, когда работаем на компьютере? Мы пишем и читаем. Оказывается, работа на компьютере и чтение имеют в основе пять базовых стратегий. Это:
техника оперирования ПК и техника чтения;
выбор и подбор ключевых слов;
выбор информации для ведения записей;
запись информации своими словами;
суммирование информации и ее запись в виде текста.

Работа за монитором, то есть чтение и письмо на компьютере, помогают Вам писать и читать лучше, Вы научаетесь создавать текст для чтения другими людьми.
Мы читаем про себя, мы читаем младшим и старшим, мы слушаем, когда вслух читают другие. Слушать художественное чтение литературных произведений не только интересно, но и полезно!
Прочитав стихотворение, сказку, рассказ, книгу, нам хочется их обсуждать. Мы задаем вопросы и отвечаем на них, пересказываем содержание и обсуждаем, комментируем и высказываем свое мнение. Мы много думаем, когда читаем! Именно поэтому учителя и говорят, что главные умения, которые надо приобрести, умения, отличающие человека от животных, — это умения читать и писать!

Анкета для читателя. Хороший ли я читатель?
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты.

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том,
как я читаю.
да
нет
иногда

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я
читаю.
да
нет
иногда

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я
обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В
информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте —
рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы.
да
нет
иногда

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия
глав, иллюстрации.
да
нет
иногда

5. До начала чтения я спрашиваю себя: О чем может быть эта книга, этот
текст? Я прогнозирую содержание.
да
нет
иногда

6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю
несколько предложений, иногда перечитываю.
да
нет
иногда

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: О чем эта часть текста?
Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим
пониманием текста.
да
нет
иногда

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по
контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре.
да
нет
иногда
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) Что я узнал нового? б) Что еще я
знаю по этому вопросу? в) Что еще мне хочется узнать?
да
нет
иногда

10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои
впечатления о ней.
да
нет
иногда

11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: Все ли я понял в этом тексте? Могу
ли я его кратко пересказать?
да
нет
иногда

12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на
все вопросы.
да
нет
иногда

Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.

Источник: сборник «Международный День распространения чтения и грамотности. 8 сентября»,
члены Русской Ассоциации Чтения, 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий