среда, 18 августа 2010 г.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАГАДОК. "Д"

Д

Дама

На приём приглашена,
В платье золотом она.
Кавалеры встали в ряд:
Все с ней танцевать хотят.

Танцуя, спину держит прямо
В объятьях кавалера … .

Дамба

Крепкий вал, сооружение
Служит для предохранения
Городов и поселений
От потопов, наводнений.

Дамка

Шашка в лидеры спешила,
По доске она скользила.
И, в игры привычных рамках,
Нынче эта шашка - …

Данило-мастер

Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазёнки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой Медной,
Говорят в народе, знался.

Дань

Как в старину назывался налог,
Который брать победитель мог?

Дар

Загадал я способность, талант.
Например, юморист, музыкант.
Он проявится, коль ты не стар!
Догадался? Конечно же, …!

Дата

Цифры: месяц, год, число,
День, что был когда-то,
Ты найдёшь в календаре,
Он там зовётся … .

Дача

Сюда мы летом приезжаем,
Копаем грядки, отдыхаем.
И с мамой вечером вдвоём
Подолгу чай в беседке пьём.

Два

Кошка потянулась
И в клубок свернулась.
Вот у кошки голова:
Нос один, а уха … .

Двенадцать месяцев

На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой.
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой.
На первую ступеньку
Встал парень молодой.
(Елена Благинина)

Дверная ручка

Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку.

Дверь

В сенях ходит, да в избу не заходит.

Дёрну, подёрну
Егора за горло.

Кто приходит, кто уходит, -
Все её за ручку водят.

Куда ни пойдёшь,
Всё её за ручку дёрнешь.

Никого не обижает,
А её все толкают.
Ходит взад и вперёд,
Никогда не устаёт.

Одной ручкой – всех встречает,
другой ручкой – всех провожает.

Одной ручкой всех встречаю,
другой провожаю.

Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять.
На миг заглянет в коридор –
И в комнату опять.
(Самуил Маршак)

По сеням ходит, а в избу нейдёт.

Пройдёт туда-сюда раз двести,
Хотя стоит весь день на месте.

Стоит поперёк входа,
Одна рука в избе,
Другая на улице.

У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт.
Людям рада я, поверь,
Я – приветливая...

Ходит, ходит,
а в избу не заходит.

Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу -
Коль не подашь мне руку.

Двигатель

Сердце есть у человека,
А машине, век от века,
Вместо сердца что даётся?
Кто сказать сейчас возьмётся?

«Движение без остановки запрещено»

Форма странная у знака,
Больше нет таких, ребята!
Не квадрат он и не круг,
А машины встали вдруг.
«Движение запрещено»

Белый круг с каёмкой красной -
Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья?


Двойка

Шея длинная такая,
Хвост крючком...
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет!

Дворник

Утром рано,
Встав с дивана,
Взяв ведро, метлу, топор,
Выбегаю я во двор.
Убираю мусор, грязь,
Подметаю, не ленясь.
Знает мама, знает папа,
Даже шестилетний школьник:
Убирает двор наш …
Дворняжка

Хоть беспородная, а всё же
Нам Жучка всех собак дороже!
И скажет даже вредный Сашка:
- Какая классная …

Дебют

Первый выход на сцену артиста
Назови мне, не думая, быстро.

Девочки

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…

9 Мая

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Вы узнали этот день?

Дед

Списку близких нет конца.
Помнить всех приходится.
Ты скажи, отец отца
Кем тебе доводится?

Столько лет ему – не счесть!
У него бородка есть.
Мамин папа, мне он … .
Вам известно то иль нет?

Дед Мороз

Бородатый и седой,
Но в душе он молодой.
Всем подарки принесёт
Этот дед на Новый год.

Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник!
Ущипнёт за самый нос.
К нам сюда пришёл на праздник...
Кто он?

Дед с усами, с бородой,
Он приходит к нам зимой,
Нас у ёлки веселит
Добрый ...

Кто в нарядной тёплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
Он на ёлке новогодней
Самый главный из гостей!

Кто на праздник новогодний
К нам, друзья, придёт сегодня?
Белоус и краснонос.
Кто же это?

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи,
Бородой седой оброс.
Кто же это?

Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый Дедушка … .

Привёл с собой за ручку
К нам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос:
Кто же это?

С ветром, вьюгой и снегами
Мчится он совсем седой.
Машет длинными руками,
Сыплет звёзды над землёй.

Старый Дед бородой потрясёт,
Снегом всё занесёт.

У него румяный нос,
Сам он бородатый,
Кто же это?

У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристаёт,
За пальцы хватает, за уши дерёт.
Но вечер счастливый приходит в году.
Сердитого дедушку в гости я жду.
Подарки приносит и добрый на вид,
И все веселятся – никто не ворчит.

Шёл по околотку
Дедушка с бородкой.
На плече нёс ёлку
В колкую иголку.
На плече другом – мешок.
Кто рассказывал стишок,
Тот подарок получал -
Из мешка дед доставал.
Долго взрослые гадали:
Раньше ль деда не видали?
Чей? Откуда? Кто такой
Дед с мохнатой бородой
Да в тулупе красном
С пояском атласным,
В шапке с оторочкой?
Внучка с ним иль дочка
В голубом кафтане,
В синем сарафане,
С русою косичкой,
Ростом невеличка?
«Говори скорее, дед,
От тебя каких ждать бед?»
Отвечает старый дед:
«Не несу ни зла, ни бед,
А совсем наоборот,
Скоро ж праздник Новый год!
Вот подарки вам принёс.
Ну, а сам я...

Я к бровям людей прирос,
Я залез к ним в валенки,
С виду я такой большой,
А шалю, как маленький.
В Новый год я всем родной,
Летом сплю в завалинке.
Я с седою бородой,
А шалю, как маленький.
Я рисую на стекле
Пальмы, звёзды, ялики.
Мне сегодня 300 лет,
А шалю, как маленький.

Дежурство

В школе я сейчас сижу,
За порядком здесь слежу –
«Вахта» школьная моя
Как называется, друзья?

Декабрь

Вьюга за окном поёт,
Скоро праздник Новый год.
Месяц тот гирляндой яркой
Обещает всем подарки.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год!

Под снегом спит природа
В последний месяц года.

Декада

Десять дней, как братья, в ряд,
В плане папином стоят.
Надо сделать то и это –
Как назвать период этот?

Деликатес

Сейчас, друзья, просить вас буду
Назвать изысканное блюдо –
Икра, севрюга, редкий фрукт…
Как назовём такой продукт?

Дельта

С морем встретилась река.
А перед этим так спешила,
Забыв про русло, берега,
Сто дорожек проложила.
Как называется то место?
Всем нам ужасно интересно.

Дельфин

Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть … .

Объясняю малышу,
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок.
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч.

С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?

Ты, читатель, мне поверь,
Что не рыба я, а зверь.
Нет характера добрей –
В шторм спасаю я людей.

День

К вечеру умирает, поутру оживает.

С зарёй родился,
Чем больше рос,
Тем меньше становился,
К ночи помер,
Оставив номер.
Кто это?

С зарёй родился,
Чем больше рос, тем меньше становился,
К ночи помер, оставил номер.

Солнце на небе проснулось,
Мне, сияя, улыбнулось.
И вставать мне нынче лень –
За окном – воскресный … .

Что за гость,
что прогоняет ночь прочь?

День и ночь

Белый вол всех поднял,
Чёрная корова всех поборола.

Два брата друг за другом бегут,
Но никак один другого не догонит.

Два супостата препираются.

Две сестры: одна светлая, другая тёмная.

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
Спать немедленно зовёт.

Пришёл волк - весь народ умолк.
Ясен сокол пришёл - весь народ пошёл.

То чёрное полотно, то белое полотно закрывает окно.

Чёрная корова повалит, белая поднимет.

Депо

Это слово все мы знаем –
«Место жительства» трамваев,
Где их моют, «спать кладут»…
Назови их «домик» тут.

Дерево

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Вот берёзка, вот рябина,
Тополь, ясень и осина.
Что же это, подскажи
И ответ здесь напиши..

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Самуил Маршак)

И летом весело,
и осенью сытно,
и зимой тепло.

Каждый год молодцу
Прибавляет по кольцу.

Летом холодит,
зимой согревает.

Много рук, а нога одна.

На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.

Пазл я для тебя нашёл:
Корни, ветки, листья, ствол.
Должен ты сказать в ответе,
От чего «запчасти» эти.

Чем больше колец,
Тем старше жилец.

Дерево лиственное

Да оно в своём уме –
Раздевается к зиме?
(Николай Башкатов)

Держава

Если крупная страна
Экономикой мощна,
И большой потенциал,
Как бы ты страну назвал?

Подобрать слово будет несложно:
Как назвать государство можно,
Что великим и сильным считается
И от тех, что слабей, отличается?

Десант

Через множество преград
Брошен в тыл врага отряд,
Есть воздушный, есть морской.
Что же за отряд такой?

Десантник

Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдёт и лес, и брод,
Но противника найдёт.

Деталь

На станке по чертежу
Обрабатываешь сталь –
Получается…

Дети

Много дней, из года в год
Ходит в школу тот народ,
Или в садик, или в ясли.
Кто это, вам стало ясно?

Мы вчера, явившись в группу,
Отказались все от супа.
Громко ложками стучали,
Вразнобой мы все кричали.
Воспитатель еле-еле
Привела нас в чувство.
И потом мы дружно съели
Этот суп капустный.
Было очень много грома.
Ну-ка, угадайте, кто мы?

Детская

В этой комнате на полке
Куклы, зайчики и волки.
Мчится поезд по ковру,
Малышей зовёт в игру.
Дочки, сыновья и внуки
Тут совсем не знают скуки.

Детский сад

Угадай, куда ведут
Малышей с утра.
Тут и завтрак, и уют,
Няня, медсестра.

Детство

Лучшие светлые годы –
В них так безоблачно жить!
Жаль, что так быстро проходят –
В юность пора нам спешить.

Джаз

Что за музыка такая –
Все американцы знают.
Может кто-нибудь из вас
Тоже очень любит …?

Джем

На варенье я похож,
Только перетёрт.
К чаю ты меня возьмёшь
И добавишь в торт.

Джерри
Я диснеевский мышонок,
Я смеюсь котам вдогонок,
Разгрызу зубами двери,
Зовут меня красиво - ...

Джинн

Какого духа Аладдин
Из лампы вдруг освободил?
Или тогда скажи хотя бы,
Кем в сказке был старик Хоттабыч?

Лампу Аладдин потёр.
В награду за старание
Появился добрый дух
И выполнил желание.

Джунгли

Этот непролазный лес,
Жаркий, очень влажный.
Встретит множество чудес
В нём турист отважный.
Намекну я для подсказки –
Жил тут Маугли из сказки.

Дзот

Блиндаж бетоном укрепили
И пулемёт установили,
Бойцы атаку ожидают.
Как эту точку называют?

Не крепость, но надёжный щит,
От бомбёжки защитит.

Диадема

Примерит красотка корону, и вот
Она на приём, как царица, идёт.
Восторженно смотрят и справа, и слева –
Как солнце сияет её …

Диван

Есть мебель мягкая такая.
Для лежебоки и лентяя –
Товарищ верный, закадычный:
Лежи, мечтай на нём привычно!

На нём мы любим посидеть,
Фильм интересный посмотреть.
А папа любит полежать,
Журнал, газету почитать.

Утром – как кресло,
Ночью – как кровать.
Можно и спать,
И гостей принимать.

Дивизия

Я состою из танковых полков,
И навожу я ужас на врагов.

Дикарь

Туземца как все называют,
Который в джунглях обитает?
Ему не страшен львиный рык,
С копьём охотиться привык!

Дикобраз

Взять зверька я не смогла –
Всюду длинная игла,
Думала сперва, что ёж,
Но уж очень не похож.

Говорят, мой образ дик...
Ну и ладно, я привык!
Прозван честно, без прикрас -
Настоящий...

Ёжик вырос в десять раз,
Получился...

О нём я вам вот что скажу:
Грызун тот – родственник ежу,
Но по комплекции – крупней
И иглы носит подлинней.

Столько заноз я не видел ни разу.
Нет, не завидую я ...

Диктант

Учитель будет текст читать,
А мы писать его в тетрадь.
Ошибок коль не допускать,
Наверняка поставят пять!

Диктор

Он на радио тексты читает,
О событиях нам сообщает.
Как зовётся профессия эта?
С нетерпением жду я ответа.

Дилижанс

Этот транспорт многоместный
Показался бы нам тесным
И совсем не быстроходным,
Но тогда он был удобным.

Динамит

Словечко такое встречал ты:
Название мощной взрывчатки.
Сейчас оно редко звучит.
Я знаю его - … .

Динозавр

Был он самым мощным,
Имел огромный вес.
Но всё переменилось,
И он с Земли исчез.

В эру дальнюю когда-то
Зверь гигантский жил, ребята:
Ростом с трёхэтажный дом,
Правда, вымер он потом.

Этот древнейший ящер,
Словно дракон настоящий.
Видом своим пугает,
Хоть пламя и не изрыгает.

Диоксид углерода (углекислый газ)

Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня даёт огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде –
Я везде.

Директор

Не завхоз и не учитель,
В школе он – руководитель.

Дирижёр

Под оркестр поёт наш хор,
Впереди нас - … .

Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну –
Скрипочки зальются,
Всколыхнёт арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нём – самый главный!

Длина

Мы в книжке прочитали с мамой:
Жираф высокий в мире самый!
Тут стал я голову ломать:
Как у удава рост назвать?

Дневник

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

Ответа на вопрос не знал
И сразу двойку схлопотал
Мой одноклассник-озорник.
От мамы прячет он … .

Дни недели

Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний.

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю круг за кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.

В книге шесть листов простых, седьмой золотой.

Есть семь братьев: годами равные, именами разные.

Семь братьев живут, а один к другому
в гости не ходит.

У дерева семь ветвей,
У каждой – своё имя.

Днище

Это низ стоящей бочки.
Назови её мне точно.
Кто ответа не отыщет,
Знай, отгадка – слово … .

Дно

В море только под водой
Можно встретиться с землёй.
Тут лежат морские звёзды,
Камешки, песок.
Где-то близко ходит грозный,
Важный осьминог.
И погибшие суда
Опускаются сюда.

Слово вам, друзья, знакомо:
Это ложе водоёма
Или низ любой посуды,
Бочки, ёмкости, сосуда.

Сом живёт в холодном иле,
Хорошо ему в «квартире».
Рыбе ведь не мудрено
Иногда залечь на … .

Дождевик

Если кто-то сверху топнет,
Этот гриб со вздохом лопнет,
Задымится в тот же миг.
Значит, это … .

Телом с грушею он схожий,
Только с очень белой кожей.
Постареет – скажут так:
«Курит дедушка табак».

Дождевой червяк

Длинный, розовый и гладкий,
Выползаю я на грядки.
Если был недавно дождь,
Ты меня легко найдёшь.

Тихо ползаю по грядке,
Дождик я люблю.
Будет урожай в порядке –
Почву я рыхлю.

Дождевые черви

Потрудиться любим все мы,
Без работы не сидим.
Неустанно рыхлим землю.
Рыхлим так: её едим.

Дождик

С неба пришёл -
В землю ушёл

Тучки в небе побежали,
Я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали.
Это значит...

Дождик

Молоточком бьёт по крыше
То погромче, то потише.
Не кузнец и не сапожник –
Это с неба каплет … .

Он по ёлочке-царице
Вниз бежит по нитке,
Металлически струится,
Хоть совсем не жидкий.

Он прольётся над садами –
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний … .

Дождь

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.

Ветер тучу позовёт,
Туча по небу плывёт.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный … .

В небе родился.
В земле схоронился.

Выгляну в окошко, идёт длинный Антошка.

Долговяз - в траве завяз.

До неба достаёт,
а от земли не видать.

Ждали, звали, а показался - все прочь побежали.

Ждут меня, зовут,
А приду, все прочь бегут.

Из земли явился,
На небо залез.
С неба свалился,
В земле исчез.
(А. Распопин)

И тонок и долог,
а сядет - в траве не видать.

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил.

Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило.

Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.

Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь –
И прятаться начнут.

Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?

Не удержались в сите
Сверкающие нити
И, выскочив на волю,
Пришли тучей к полю.

Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.

Он водой наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
А лишь ветер набежал,
Он по лужам убежал.

Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор.

Он и льёт, и льёт, и льёт.
Мокрая погода.
Может, это вертолёт
Сбрасывает воду?
Нет, вода из облаков.
Угадай, он кто таков?

Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты.

Посмотрю я в окошко -
идёт длинный Антошка.

Серебряные нити
Сшивают землю и небо.

С неба пришёл, в землю ушёл.

Тонкий Тит, высокий
Упал в осоку.
Он с неба пришёл
И в землю ушёл.

Тонок, долог, голенаст,
прыгать горазд, а в траве не видать.

Шёл да шёл, да в землю ушёл.

Шёл долговяз,
В землю увяз.

Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Самуил Маршак)

Дождь, земля, трава

Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.

Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

Дождь и ручьи

Тонкий, высокий упал в осоку,
Сам не вышел, а детей вывел.

Дозор

Им по владеньям год от года
Мороз проходит воевода.

Кино посмотрим про дневной,
Читаем книжку про ночной.
Добро со злом вступают в спор –
«Из сумрака!» - кричит … .

Эта часть подразделения
Для разведки, наблюдения,
Служба их – не просто так,
Разузнать должны, где враг.

Доктор

В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи.

Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней.

Доктор Айболит

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Всем по сказкам он знаком
Добрый, славный, милый ...

Долина

Мне известно с давних пор
Углубление меж гор.
Мне сестра сказала Нина:
«Эта впадина - …».

Доллар

Должны вы деньги эти знать.
Даю всего вам полминуты,
Чтоб вы успели мне назвать
Американскую валюту.

Долото

Бежит боровок -
Разбитый лобок.

Дом

Вот огромный шумный мир,
В нём четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы.

Светлый он и очень тёплый,
У него есть двери, окна.
А ещё живут все в нём.
Что же это? Это …
(Нэлли Хохлова)

Слово – место, где живёшь.
Может, сразу назовёшь?
Коль пока ты не готов,
Вспоминай: жилище, кров.

Домино

По столу стучат костяшки.
Это мы с братишкой Сашкой
Их азартно выставляем.
А во что же мы играем?

Это игра. И составив фигуру,
Весело «Рыба!» ребята кричат.
Так же зовут и наряд чёрно-белый.
В нём отправляемся на маскарад.

Донник жёлтый

Самый лучший медонос
Зацветает в сенокос.
Аромат плывёт медовый,
Сам лекарственный, бобовый.
(Александр Денисов)

Дорога

Верёвка. А не складывается.
Наматываю – не наматывается.

Выгляну в окошко:
Лежит долгий Антошка.
Кабы он встал -
До неба достал;
Сам он не ходит,
А других водит.

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе,
И мир открывается с ней.

Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это?..

Лежит лось,
Протяня нос.
Кабы встал,
Так до неба достал.

Не живая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт.

Редко тихо здесь бывает,
Здесь шумят моторы.
Тут сирены завывают,
Обходя заторы.

Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни её порвать, ни в клубок смотать.

Что идёт из города в город, не подвигаясь с места?

Шагаешь – впереди лежит.
Оглянешься – домой бежит.

«Дорожные работы»

Скоро будет огород -
Знак об этом знать даёт.
Если есть с собой лопата,
Вас там ждут всегда, ребята!

Дорожный запрещающий знак

На машине мчусь стрелой.
Глядь: кирпич передо мной
Не валяется – висит,
Ехать дальше не велит.
Тотчас торможу
И захожу на разворот.
Почему, друзья, хочу
Угодить я кирпичу?

Дорожный каток

Пыхтит по дороге огромный утюг:
Туда и обратно пройдётся немного,
И сразу становится гладко вокруг.

Ходит скалка по дороге,
грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
как линейка, ровная.

Дорожный указатель

Сам не видит, а другим указывает.

Доска

В школе к этому предмету
Вызывают отвечать.
Если знаешь слово это,
От меня получишь «пять».

Дот

Кто солдатом был, тот знает,
Что есть точка огневая
Из брони и из бетона,
А нужна для обороны.

Дочь

Мать, отец есть, а никому не сын.
Кто это?

Отдохнул? Набрался сил?
Отвечай мне точно:
Кто у батюшки просил
Аленький цветочек?

Драже

Здесь загадан сорт конфет.
Я подробностей подброшу,
Чтобы легче дать ответ:
В виде камешков, горошин.

Дракон

В пещере мрачной скрылся он –
Злой, огнедышащий… .

Это сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
(Часто – многоголовый) змей.
Назови его скорей.

Дрель

Если видишь – я кружусь,
Это значит – я тружусь.

Дрель и сверло

Она поможет сделать мне
Отверстия в любой доске,
Детали и стене.
Но к ней должно быть придано
Ещё хорошее …

Дрова

Брёвна привезли во двор.
Распилили. Где ж топор?
Целый день я им машу.
Что в поленницу сложу?

На даче папе мы поможем,
В поленницу их быстро сложим.
Чтоб печку жарко растопить,
Что нужно было нарубить?

Узнать тебе, дружок, по силам
Куски ненужной древесины.
Их приготовили мы жечь,
Чтобы топить зимою печь.

Чтоб в морозы печь топить,
Мы должны их нарубить.
И в сенях или в сарае
Их поленницей сложить.

Дрова в печи

У нас в печурочке
Золотые чурочки.

Дротик

Вот копьё, но небольшое,
Было в древности такое,
С ним в сраженьях воевали,
Во врагов его метали.

Им индеец дорожил,
Он копьём ему служил,
Мог метать он это так,
Что боялся его враг.

Дружина

В старину все это знали,
Как же войско князя звали?

Дуб

Величавый и могучий,
Он растёт на склоне кручи.
Зубчатой своей листвой
Укрывает в летний зной.
А когда наступит осень,
Жёлудь в дар он нам приносит.

Вопрос простой достался снова:
На ветках дерева какого
Обильно жёлуди растут?
Не нужно долго думать тут.

Десять лет теплом согретый
В зной и в пору летних гроз,
Ввысь по десять сантиметров
Вглубь – по метру за год рос.

Приходи ко мне в лесок!
Я раскидист и высок.
У меня среди ветвей
Много крепких желудей.

Сей крепыш зовётся прямо
Средь деревьев великаном,
Ствол могуч его с ветвями
И с плодами-желудями.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

Дуб, жёлуди, свинья

Стоит стоюта,
висит висюта.
Пришла Аксюта.
Покачнула стоюту,
упала висюта -
съела Аксюта.

Дуга

Встану – так выше коня,
А лягу – так ниже кота.

Кто из вас мне сейчас отгадает:
Часть окружности как называют?
Подсказать тебе будет несложно:
Выгни прутик чуть-чуть осторожно.

Дудочка, флейта, свирель, духовой инструмент

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет,
А кто слушает -
Скачет.

Расскажу тебе, дружок, -
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.

Дуло

Нет у лука, арбалета,
Но есть у пушки. Что же это?

Что, ответьте нам, друзья,
Есть у пушки и ружья,
И у пистолета тоже,
Только вот поменьше всё же?

Эта деталь оружия
Ему, безусловно, нужная.
Там пуля выход находит,
Что к выстрелу после приводит.

Этот выходной канал
Я у пушки увидал
И решить прошу ребят:
Из чего летит снаряд?

Дупло

Без рук и топорёнка
Построена избёнка.

На стволе большая дырка.
Это белочки квартирка,
Где она ложится спать.
Сможешь слово мне сказать?

Прискакал бельчонок, рад:
Два гриба принёс на склад.
В этой комнатке, в тепле
Он зимует на стволе.

Дуршлаг

Дыр много, а выскочить некуда.

Душ

А что было! А что было?
Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.

Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят ...

Догадайся, в чём секрет:
Дождь идёт, а тучи нет!
Он без туч и облаков
Целый день идти готов!

Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего приятно это -
Дождик тёплый, подогретый.

Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.


Душа

Что на воде не тонет,
на огне не горит,
в земле не гниёт?

Душица

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай!

Дуэт

Выступаем мы вдвоём,
Очень громко мы поём.
Звонче нас с Серёжкой нет,
У нас ведь слаженный … .

Дым

Без рук, без ног,
А на небо лезет.

Без рук, без ног
К небу ползёт.

Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес -
И исчез.

Вьётся, извивается,
К небу устремляется.
Без рук, без ног к небу ползёт.

Говорится про меня –
Не бывает без огня.
Вьюсь в морозы над избой,
Ведь дружу с печной трубой.
И туристу я знаком –
Поднимаюсь над костром.

Длинная борода
За еретиком видна.

Из трубы вьётся,
А в руки не даётся.

На улице столбом,
В избе скатертью.

Ноги в доме,
Голова в небе.

Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака
И ушёл в облака.

Серое сукно
Тянется в окно.
Вьётся, взвивается,
В небо устремляется.

Чёрен, голенаст,
Выгибаться горазд.


Что выше дерева растёт?

Что выше крыши,
Ловчее мыши?

Что поднимается к небу
Без крыльев и без лестницы?

Что такое:
Родится на земле,
Умирает в небе?

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.

Дымковская игрушка

Вот игрушки расписные:
Веселы и ярки -
Прекрасные подарки:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки -
Царство ...

Дыня

Я скажу вам без обмана:
Зрелый плод вкусней банана
И вкусней, чем ананас.
А растёт сей плод у нас!

Дырки на одежде

Чем больше нас, тем меньше весу.

Дюймовочка

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает,
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот...
Впрочем, довольно!
Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка?
Чья это сказка?

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?

Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.

Эта крошка выросла в чашечке цветка,
Нежная и робкая, - меньше ноготка.
Обижали хрупкую жабы и кроты,
Как зовут ту девочку, знаем я и ты.

Дюна

Зыбучий и непостоянный
Бархан прибрежный, холм песчаный,
Что от порыва ветра
Готов бежать два метра.

Дядя

Всей родне не счесть конца.
Помнить всех приходится.
Подскажи мне: брат отца
Кем тебе доводится?

Дятел

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: ...

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной стенографист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: ... .

Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищут пищу под корой
Он голодною порой.

Врач лесного царства
Лечит без лекарства.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.

Доктор крылатый на ёлке сидит,
И по стволу острым клювом стучит.
Разных жучков из коры вынимает –
Он от вредителей лес защищает.

Коса костяная,
пожня деревянная.

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит -
Всё по дереву стучит.

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.

Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы.

Кто в халате и берете
Будит рощу на рассвете?
Тук-тук! Тук-тук!
Щепки лишь летят вокруг.

Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»

Кто свою подругу
Потерял в тумане
И на всю округу
Клювом барабанит?
(Белозёров Т.)

На деревьях видел след
От крылатого врача.
Завтрак, ужин и обед
Поедает он, стуча.

На когтях на ствол сосновый
Влез монтёр красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.

Не доктор, а деревья лечит.

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

Не маляр,
Не плотник,
Лесной работник.

Он в больничной своей палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче...

Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче.

Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пёстрый...

Он по-рабочему одет -
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка.

Очень вежливая птица,
В домик к червяку стучится.

Пациентов простучу –
И от хвори излечу.
Без припарок и лекарства
Я болезнь лишу коварства.
Рослые мои больные –
Сосны, ели вековые.

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

Посередь деревьев кузнецы куют.

Почему весь день стучу?
Я деревья так лечу.

Пробудившись ранней ранью
Дело сразу нахожу:
Громко клювом барабаню,
Всех зверей и птиц бужу.

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети:
Где болит? Стук-стук.
А. нашёл! Тук, тук!

Стучу – голова болит,
Не стучу – голодный.

Туки-так, туки-так,
Деревца лечить мастак.
(Николай Башкатов)

Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор.

Эта птица утром ранним
Громко клювом барабанит,
Будит всех лесных зверей.
Назови её скорей.

Этот молоток лесной
Увлечён с утра сосной.
Он колотит твёрдый сук.
В роще слышно – тук-тук-тук!

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой!

Дятлы

Посередь деревьев
кузнецы куют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий