суббота, 21 августа 2010 г.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗАГАДОК. "И", "Й"

И

Ива

Ветки в речку опустила
И немножко загрустила.
Потому-то там и тут
Плаксой дерево зовут.

Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная...

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.

Недаром эта модница
Склонилась над водой.
Всё лето в речку смотрится –
Любуется собой.

Она всегда вдоль рек растёт.
О ней все много песен знают.
За то, что клонит ветви вниз,
Её плакучей называют.

Склонила косы над водою,
Стоит всегда грустна,
И будто бы роняет слёзы
В волну реки она.

Эта плакса навсегда
Поселилась у пруда.
В нём она ещё, бывает,
Ветки длинные купает.

Это дерево грустит –
У воды оно стоит.
Так стройна и так красива,
В гладь пруда глядится … .

Иван-да-Марья

Любовь не виновата:
Сестра влюбилась в брата.
За это наказал их рок:
Влюблённых превратил в цветок.
(Александр Денисов)

Иван-дурак

Он в семействе не один,
Третий, неудачный сын.
Каждый, кто с ним знаком,
Называет дураком.
Не согласен он никак:
Не дурак он, а добряк.

Иван-чай (кипрей)

Напиток – чай Копорский,
Российский, не заморский.
Костром малиновым цветёт,
В лесу на вырубках растёт.
(Александр Денисов)

Стоит Ивашка
В красной рубашке,
Чай попивает,
Гостей созывает.

Иволга

Если скоро дождь пойдёт,
Она за два часа поёт.

Птицу взял Сергей Есенин
Для своих стихотворений.
Рядом с буквой “и” – река,
Широка и глубока.
(Александр Денисов)

Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещу,
То спою на зависть флейте,
То, как кошка, запищу.

Игла

В ловких руках она быстро снуёт,
И не заметить, как платье сошьёт.

Всем одежду дала, а сама гола.

Держится подружка
За моё за ушко,
Стёжкою одною
Всегда бежит за мною.

Маленькая, светленькая, больно кусаюсь.

Острый нос, стальное ушко,
В ушке – ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке ... .

Похожа на копьё,
Внизу – остриё,
На макушке – ушко,
В ушке – подружка.
(Башкатов Н.)

Свинка – золотая щетинка,
Льняной хвост,
По белу свету скачет,
Всех людей красит.

Тонка, длинна, одноуха, остра –
Всему миру красна.

У неё на пару
С ниткой есть дела.
Догадались?
Это – острая … .

Эта шпажка у Наташки
Для того, чтоб шить рубашки,
К платью пуговки пришить
И нарядными ходить.

Иглу

Живут в ярангах люди,
А смелый эскимос
Ледовый сделал домик
И в стужу не замёрз!

Иго

Можно сказать так про силу эту,
Что хуже неё ничего больше нету,
Ведь никому из нас не понравится
Порабощение и неравенство.

Эта сила угнетает
И народ порабощает.

Иголка

Весь мир одевает, а сама нагишом.

Всех на свете обшивает,
А сама не надевает.

Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает.

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик...

Забрела на край холста
И осталась без хвоста.
(Т. Белозёров)

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.

Она любит вышивать,
Шить и петли пришивать.
Людям она служит,
С ниточкою дружит.
Жаль, бывает колкой.
Что это?
(Нэлли Хохлова)

Похожа на копьё,
Внизу – остриё.
На макушке – ушко,
В ушке – подружка.
(Николай Башкатов)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну.
(К. Чуковский)

Иголка с ниткой

Бежит свинка –
Золотая спинка,
Носочек стальной,
А хвосточек льняной.

Держится подружка
За моё ушко,
Стёжкою одною
Всё бежит за мною.

Конь стальной, хвост льняной.

Одна подружка полезла другой в ушко.

Птичка-невеличка:
Носик стальной,
Хвостик льняной.

Я одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.

Иголкой шьют

Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит,
Конец себе находит.

Игра

В ней есть злодеи и герои,
В ней всё, как в жизни, очень сложно,
Иной раз – свеч она не стоит,
Но и закончить невозможно!

Забава, времяпровождение,
Хороший способ развлечения.
Примеров много я нашёл:


Игрек

Буква эта как зовётся?
В уравнении найдётся.
И придётся ей опять
Рядом с иксом в нём стоять.

Икс сказал мне как-то вдруг:
«Нужен мне, конечно, друг,
Чтобы рядом вместе встать
Уравнение решать».
Букву назови сейчас
И спеши скорее в класс!

Игрушечная коляска

Посмотрите-ка, подружки,
Есть колёса у игрушки.
Куколку в неё сажаю
И по комнате катаю.
Буду мамой понарошку,
Буду я баюкать крошку.

Игрушечная мебель

Мама что-то мне купила,
А названье я забыла.
Там диван и гарнитур,
Стулья, шкафчик, абажур.
Куклам очень интересно
Поскорей усесться в кресла!

Игрушечная посуда

У меня есть чашки, ложки,
Семь тарелок, поварёшки.
Ножик тоже очень нужен.
Кукол я зову на ужин.
Все они рядком сидят.
Из чего они едят?

Игрушечная ракета

Мы её с братишкой Ромой
Мастерили сами.
Запускали с космодрома –
Вырывалось пламя.
Космодром был во дворе –
То-то радость детворе!

Игрушечная сумочка

Если в парк гулять хожу,
Я в руке её держу.
Есть на ней замок и ручки,
А внутри кармашки.
У меня она получше,
Чем у куклы Машки.

Игрушечная швейная машина

У моей сестрёнки Юльки
Есть одна игрушка.
Там иголка, лапка, шпульки,
Верхняя катушка.
И строчит игрушка лихо –
Будет Юлечка портнихой.

Игрушечный грузовик

Он по всей квартире ездит,
Есть кабина, кузов.
Возит кукол он, медведей,
Пупсов-карапузов.
А в песочнице он смог
Метров пять везти песок!

Игрушечный заводной автомобиль

Может даже без шофёра
Мчаться он по коридору.
Может выехать во двор,
Есть колёса и мотор.
Если вставить батарейку –
Он доедет до скамейки.

Игрушечный зонтик

Не боится кукла тучку,
Для неё готов навес.
Я держу его за ручку
И открою до небес.

Игрушечный кораблик

Сам я из второго класса,
Но сегодня я моряк.
Есть игрушка из пластмассы,
У неё на мачте флаг.
Мы по лужам-океанам
Поплывём к далёким странам.

Игрушечный набор доктора

У моей подружки Светы
Есть набор, а в нём пинцеты,
Шприц, лоточек и тонометр,
Скальпель, ножницы, термометр.
Света в белоснежной шапке
Мажет плюшевые лапки,
Лечит кукольные ножки,
Ушки, хвост тряпичной кошки.

Игрушечный набор парикмахера

Буду куколку Маринку
Украшать причёской.
Будет кукла, как картинка,
Праздничной и броской.
Мне наборчик пригодится,
С ним я стану мастерицей.

Игрушечный набор столярных инструментов

Подари мне набор,
С ним могу играть я.
Помогаю я с тех пор
Плотничать двум братьям.

Игрушечный пистолет с пульками

Я вчера пугал бабулю,
Та вздыхала: «Ох!» и «Ах!»
Заряжал я в дуло пули,
А потом стрелял: «Пиф-паф!»
«Ничего себе игрушка!» -
Удивляется старушка.

Игрушечный подъёмный кран

У него стрела, как нос,
А к стреле привешен трос.
Сам он очень-очень важный,
Строит дом многоэтажный.
Только дом не настоящий,
А из кубиков блестящих.

Игрушечный самолёт

Он крылатый, словно птица,
И мечтает в небо взвиться.
Есть шасси и фюзеляж,
Мишка с куклой – экипаж.
Только почему-то дома
Нет совсем аэродрома!

Игрушечный танк

Он на гусеницах мчится,
Только он не трактор.
В бой пойдёт – и пригодится
Фронтовой характер.
И не плавится в огне
Крепкая броня.
Только бой не на войне –
В детской у меня.

Игрушка

Предмет, что служит для затей
И воспитания детей.
К примеру, кукла, неваляшка,
Машинка, мячик, Чебурашка.

Игрушки
Встанет ёлочка в углу
У окошка на полу.
А на ёлке до макушки
Разноцветные ... .

Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой … .


Идол

Божок деревянный в бунгало стоит,
Пред ним на коленях всё племя сидит.
Так молят его, чтоб дождей он послал
И их урожай поскорей созревал!

Его язычники создали
И совершать обряды стали
Перед каменным божком.
Ну, как его мы назовём?

Есть такая статуэтка,
Ей поклоны бьют нередко.
То – божок языческий
С силою мифической.

Как божество его превозносят,
Дары и жертвы ему преподносят,
Как будто сильней ничего в мире нет,
Чем этот безмолвный, древний предмет.

Той скульптуре-деревяшке
Поклонялись в дне вчерашнем.
До земли поклоны били,
Даже жертвы приносили.

У язычников, дружок,
Был когда-то свой божок.
Неподвижно он стоял
И поклоны принимал.

Это божество, предмет,
Знаете, сомнений нет,
И статуя так называется,
Которой люди поклоняются.

Это слово применяют,
Коль кумира восхваляют,
И статую, без сомнения,
Как предмет для поклонения.

Изба

Деревянный сельский дом.
Говорит народ о нём,
Что он красен не углами,
А блинами, пирогами.

Стоит бычище -
Проклёваны бочища.

Стоит копна, вся в дырках.
На копне гора, из копны дым идёт.

Избушка

Домик тот у бабки-ёжки
Выстроен на курьих ножках.
Вертится он круглый год
К лесу и наоборот.

Известняк

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение.

Известь

Если взять её сухой,
Развести в ведре с водой,
Можно стены побелить,
Чтоб приятно было жить.

Извозчик

В старину возил народ,
Как такси, он круглый год:
Лошадью умело правит,
Вас по адресу доставит.

Изнанка

Лицевая сторона
Та, что каждому видна.
Ну а ту, что к телу ближе,
Я, друзья, сейчас не вижу.

Икар

В небо грек тот захотел,
В мифе к солнцу он взлетел.
Но сил своих не рассчитал
И вот на землю он упал.

Жил мифический Дедал,
Сыну крылья как-то дал.
Парень прямо к солнцу взмыл –
Так, что воск весь растопил.
И, упав, погиб смельчак.
Звали того грека как?

Из воска и пёрышек крылья
Кому изготовил Дедал?
Но крылья лучи опалили,
И в море герой тот упал.

На крыльях к солнцу он взлетел
И до него достать хотел,
Но, перья опалив, упал,
И так героем мифа стал!

Сыну крылья птичьи дал
Грек по имени Дедал.
Тот же к небу устремился,
Но, не рассчитав, разбился.

Икона

Изображение святого.
Его ты в церкви видеть мог.
Каким назвать ты сможешь словом
Тот живописный образок?

Перед этою картиной
Все почтительно стоят,
А иные бьют поклоны
И молитвы говорят.

Икра

Бывает красной, чёрной даже –
Её на хлебушек намажем.
И быстренько отправим в рот
Тот очень вкусный бутерброд.

От каши до котлет мясных –
Всё предлагают повара.
А из закусок овощных
Есть кабачковая … .

Икс

Крестик тот простой на вид,
Рядом с игреком стоит.
Их, когда пример решаешь,
Вместо цифр подставляешь.

Иллюминатор

Есть окошко в корабле –
«Челленджере», «Мире».
Но не то, что на Земле –
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно.

Император

Где-то в глубине времён,
Знаю, жил Наполеон.
Знаменитым очень был.
Что за титул он носил?

Импорт

Товар на рынок поступил
Только что из-за границы.
И сделан качественно был –
На складе он не залежится.

Имя

Без чего не может жить человек?

Отгадка известна отлично вам.
Попробуйте, братцы, ответить:
Какое название личное
Дают при рождении детям?

Родился только что мой брат.
Я малышу, конечно, рад.
Но не могу его позвать!
Что мы должны братишке дать?

Тебе дано, а другие люди им пользуются.

Тебе дано, а люди им пользуются.

Что принадлежит лишь тебе,
а употребляется чаще всего другими?

Индеец

Он из племени апачи
Иль с рождения – ацтек,
Назовётся как иначе
Краснокожий человек?

Индус

Страну ту большой океан омывает,
По улицам женщины в сари гуляют.
Вот движется слон, на себе везёт груз,
Погонщик его – старый, добрый … .

Индюк

Он отличается трудным характером
И распаляется, словно утюг.
На птичьем дворе будьте внимательны
К стражу порядка с названьем...

Птица важная на вид
Ходит по двору, ворчит.
Восхитился кто-то вдруг:
«Ах, какой большой…!

Ходит спесь надуваючи.

Ходит, спесь надуваючись.

Иней

Бел, да не сахар,
Не колючий, светло-синий.

В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.

Все деревья в январе,
Словно в ярком сентябре.
Так на солнышке искрятся
От чего, скажите, братцы?

И не снег, и не лёд,
а серебром деревья убирает.

Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан... .

Не снег и не лёд,
А серебром все деревья уберёт.

По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
Все деревья и кусты
Небывалой красоты.

Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке – бархат синий.
Это что такое? … .

Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз, но светит солнце.
Небосвод высокий, синий,
На деревьях – белый … .

Инкубатор

Способен этот аппарат
Для нас «высиживать» цыплят:
Он, как наседка, яйца греет.
Кто отгадать его сумеет?

Интернат

Я сейчас загадал общежитие
Для детей, что живут без родителей.
Государство их здесь обучает
И, чем может, всегда помогает.

Ирис

Будь с конфеткой осторожен,
Ведь к зубам прилипнуть может!
Все зовут её «Кис-кис»,
А конфетка та - … .

Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются «Кис-кис».

Хорошо знакомы эти
Очень вязкие конфеты.
Размышляй, не торопись.
Вспомнил? Правильно, …!

Целый день жую конфеты
И зимой, и жарким летом.
Очень я люблю «Кис-кис»
И любой другой … .

Ирис

В саду есть петушок –
Лиловый гребешок,
А хвостик – боевой,
Сабелькой кривой.

Когда придёт его черёд –
Цветами радуги цветёт
Любимый и желанный, -
“Касатиком” прозванный.
(Александр Денисов)

На дачной клумбе он растёт,
Как синий цвет ему идёт!
Ещё, друзья, я знаю это:
Так называется конфета.

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение –
И превращаюсь я в конфету.

Ирония

Такую тонкую насмешку
Здесь отгадаешь ты без спешки.
Подколка хоть легка, заметь,
Но может больно всех задеть.

Искра

В костре родился огонёк,
Взлетел, как яркий мотылёк.
В нём затаился сильный жар –
Устроить может он пожар!.

Лишь дунь, отправившись в полёт,
Огонь в печи она зажжёт.
Ведь пламенем стать очень быстро
Вдруг может маленькая … .

От костра отпрыгнет быстро,
Горячая пылинка - … .

От маленькой меня
Не оберёшься ты огня.

Я мала, да зла,
Чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу.

Испуг

Может кто-то очень громко
Из-за двери крикнуть вдруг.
Если ты при этом вздрогнул,
Взял тебя он на … .

Исток

Вот ручеёк в горах течёт,
Но скоро силу наберёт.
Как назовём мы ключ такой,
Что станет шумною рекой?

Назовите начало реки.
Это место, где бьют родники.
А потом озорной ручеёк
Превращается в бурный поток.

Речка тихо так журчала.
Где она берёт начало?
Этот слабый ручеёк
Называется … .

С маленького ручейка
Начинается река.
Как назвать начало это?
Жду сейчас от вас ответа.

История

Что было на планете,
Неплохо знать бы детям.
Что это за наука?
Кто отгадает? Ну-ка!

Истукан

В древних временах, дружок,
Был языческий божок.
Здесь загадка не простая,
Что за статуя такая?

Ишак

В одном из удалённых сёл
Считают все, что он осёл.
В другом же всё совсем не так:
Все говорят, что он … .

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется ...

Тот трудяга с давних пор
Грузы возит среди гор.
Близкий родственник осла –
Как его б ты назвала?

Июнь

Кто месяц года отгадает,
Который лето начинает,
Тот от меня получит «пять».
Готово? Можно отвечать.

Тёплый, длинный-длинный день,
В полдень крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?

Июль

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?

Й

Йод

Медицинский раствор, но при этом
Он спиртовый и тёмного цвета:
Мажут им царапины, ушибы.
Вы, друзья, назвать его могли бы?

Мы коричневым раствором
Мажем локти и коленки
Димке, Кате и Егору,
Пете, Маше, Васе, Ленке.
И теперь любой поймёт,
Что лекарство это - … .

Он всегда помочь готов,
В сумке он у докторов.
Ранку он немного жжёт,
Догадались? Это - …
(Нэлли Хохлова)

Отвечайте-ка мне дружно,
Чем нам смазать ранку нужно?
От инфекции спасёт
Нас зелёнка или … .

Комментариев нет:

Отправить комментарий