пятница, 23 июля 2010 г.

Маршрутом героя Жюля Верна

Маршрутом героя Жюля Верна

Француз собрался совершить путешествие по местам, описанным в романе его знаменитого соотечественника «Мишель Строгов».
«...На другое утро Строгов продолжал путь по болотистой местности, которая местами почти непроходима, так как представляет непрерывную сеть прудов и озер. Одно из таких озер по имени Чанг даже занесено на географические карты. Последняя ночевка в селе Икульском — и Барабинская степь осталась позади. Но тут возникла новая опасность: по берегам Оби бродили многочисленные отряды бухарцев. Настало 5 августа. Со дня выезда нашего героя из Москвы прошло три недели, а между тем целые полторы тысячи верст отделяли его от Иркутска».
«...На берегу Оби виднелся небольшой, но живописно расположенный городок. Кресты на куполах церквей ярко блестели в лучах восходящего солнца. Это была Колывань, которая благодаря своему здоровому климату служила в летнее время любимым местопребыванием высших должностных лиц Каинска. Город и окрестности его, казалось, вымерли, так как большая часть жителей бежала на север, в Енисейскую губернию. Строгов быстро направился к городу, как вдруг до его слуха донеслись пушечные выстрелы. Показалось пламя и, быстро раздуваемое ветром, охватило колокольню одной из церквей. Как идти туда? Кто знает: удастся ли ему выбраться из Колывани так же благополучно, как из Омска?»
Думаю, читатели поняли: речь идет о наших местах. Но что за бухарцы такие, кто таков «наш герой» и вообще что происходит? Впрочем, кое-что ясно: Чанг — это самое наше большое озеро Чаны, Каинск — Куйбышев, а вот села Икульского автору этих строк не удалось отыскать. И немудрено. Ведь процитированы две выдержки из романа «Мишель Строгов», созданного аж в 1876 году великим французским романтиком Жюлем Верном. Из парижской квартиры его мысль и фантазия обращались во все концы света, куда он и отправлял своих героев. Строгов — курьер императора Александра II. Его отправляют в Иркутск, чтобы предупредить губернатора о готовящемся заговоре, когда татарский хан Феофар поднимает восстание на востоке Сибири.
Если русские подростки зачитывались «Детьми капитана Гранта» и «Таинственным островом», то французские не могли оторваться от приключений императорского фельдкурьера Михаила Строгова. Кстати, роман был написан по заказу издателей с целью привлечения читателей к познанию географии мира. Его до сих пор любят во Франции, ставят спектакли-феерии. В 1926 году великий русский актер немого кино Иван Мозжухин в эмиграции в Париже поставил фильм о Мишеле Строгове. А вот в России роман не издавался ни в царское, ни в советское время, пожалуй, только сейчас начали появляться переводы. Это сочинение о царском гонце — до сих пор чуть ли не единственная книга, из которой французы узнают хоть что-то о Сибири. Неслучайно в Иркутске сейчас, в Год Франции в России, организуется путешествие по местам, пройденным Мишелем на Байкале и в Иркутске. Да и мы могли бы, вступив с ними в кооперацию, показать французам Обь, Колывань, Чаны, Каргат и иные места, которые описал Жюль Верн, не отходя от письменного стола.
Но нашелся человек с самого юга Франции, из солнечного Прованса, решивший не ждать приглашений от турфирм и самостоятельно повторить путь императорского фельдкурьера. Это Патрик Реми, от которого автор этих строк вдруг получает электронное письмо (по наводке от французских знакомых). Зайдя на сайт Патрика, в первый момент испытываешь неподдельное удивление. И есть от чего!
В двенадцать лет он прочитал роман «Мишель Строгов». «Это была моя первая взрослая книга, полная открытий, приключений, смелости, притягательности далеких стран и... любви. Я идентифицировался сразу же с героем и, конечно, влюбился в героиню. И зародилась мечта о путешествии по тем же местам. Тогда СССР был почти недоступен, политически настолько другой мир, но это только возбуждало мое любопытство. Мечта о России, о Сибири вновь возникла в конце 80-х, когда я работал над проектом газопровода для Газпрома. К сожалению, в Россию отправлялись только холостые сотрудники. Свою первую поездку я наконец-то совершил в 2006 году в виде классического туристического круиза из Москвы в Санкт-Петербург. Но зато созрело твердое намерение вернуться. В этом году мечта реализуется в проект: я поеду из Москвы в Иркутск на мотоцикле, следуя маршрутом Михаила Строгова». Патрик учит русский язык на курсах уже четыре года, две недели практиковался в университете в Казани. Судя по переписке, он сносно понимает по-русски.
Француз специально создал свой сайт в Интернете на русском и французском языках. «Информатика — моя профессия, и я хотел бы тестировать свою способность «диалогового общения». Есть и другие важные причины. Нужна помощь, чтобы подготовиться к непростому пути. Немало вопросов, на которые он бы хотел получить мнения и советы, особенно от людей, которые совершали длительные путешествия на машине, на мотоцикле по уральским, сибирским дорогам. На сайте можно оставить комментарий. Ему бы хотелось тесно пообщаться с русскими, и не только случайно по дороге. Желательно бы заранее иметь круг знакомств с жителями тех мест, по которым он собирается проехать, чтобы полноценно насладиться путешествием. Он будет очень благодарен, если кто-то найдет возможность «показать свой город, пригласить на культурные или спортивные мероприятия, путешествовать со мной или просто тестировать знание французского языка».
Патрик собирается пополнять свой сайт впечатлениями о путешествии, рассказами о встречах с россиянами. Конечно, ему бы хотелось посетить все пятьдесят городов, деревень, почтовых станций, где развивается действие романа. Но «некоторые места могут уже не существовать, называться по-другому». Потому и помощь нужна. Он составил подробную таблицу маршрута Строгова, виды транспорта: телеги, тарантасы, лошади, кибитки, плоты, а то и просто пешком. Сам же отправится на мотоцикле. Потому особенно важны советы байкеров.
Намечен день отъезда — 15 июля. Путешественник предполагает проезжать в среднем по 400 километров в день, то есть ехать примерно часов семь, в зависимости от состояния дорог и погоды. По возможности, каждые три дня останавливаться, чтобы посмотреть город, повстречаться с людьми, отдохнуть. Первым городом будет Москва, потом Нижний Новгород, далее — Казань, где у него есть знакомые. Далее места, где проходили основные приключения романа. На Урале это местность между Пермью и Екатеринбургом, потом Ишим, Омск, Новосибирск (пусть даже нашего города тогда еще не существовало, зато Колывань была), Томск. Еще дальше Красноярск, Нижнеудинск и, наконец, Иркутск.
Как выяснилось, весь путь туда и обратно за время шестинедельного отпуска не преодолеть. Потому из Авиньона в Провансе до Берлина Патрик и его «железный конь» проедут на поезде. А обратно из Иркутска предполагается использовать автотранспорт или поезд. Один из вариантов — возвращаться вместе со своим мотоциклом с помощью дальнобойщиков, которые перемещаются до западных границ России и дальше. В каждом городе есть стоянка фур, где можно было бы договориться о такой перевозке путешественника и его мотоцикла. Патрик хотел бы получить информацию о таких стоянках и возможности его возвращения из Сибири хотя бы до Москвы. Поэтому он ждет откликов и советов.
И они уже поступают. Кто-то сообщил, что с мотелями по дороге у него проблем не будет. Среди главных опасностей россияне назвали ограниченное количество полос движения, неширокие дороги, проблемы с дорожными знаками, особенно на въездах в города.
Россия в последнее время привлекает таких любителей экстрима. Дальнобойщики рассказывают, что и глубокой осенью встречают на сибирских дорогах немцев, французов на автомобилях, даже на велосипедах. Наверное, и нашим читателям есть что посоветовать, о чем предупредить человека, который решил осуществить свою детскую мечту. Сайт Патрикаwww.poutiverne.com

Автор: Ирина ТИМОФЕЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий