понедельник, 9 мая 2011 г.

ЛИРИКА СОРОКОВЫХ ГОДОВ

Лирика 40-х годов

* * *

Всё сбудется – мы встретимся с тобой…

Над нами вскинет парус голубой

Безветренное солнечное небо.

И, радуясь блаженству тишины,

Мы вспомним о смертельных днях войны,

О черствой корке ладожского хлеба.



Мы, верно, не забудем никогда,

Как стыла в трубах невская вода,

Как падали на улицах снаряды,

Как по путям трамвайным шла зима

И замирали тёмные дома

В глухом кольце тревоги и блокады.


Мы сквозь огонь губительный свинца

Достойно пронесли свои сердца

И выдержали горечь испытаний…

О том, как наша молодость прошла, -

Какой бы эта встреча ни была –

С тобою сожалеть уже не станем.


В страданиях родной земли

Мы правду золотую обрели,

Нас мудростью война обогатила.

Нам верность нашу волю берегла,

А ненависти – той, что душу жгла, -

На два бы поколения хватило!

(Илья Авраменко)


ТЁМНАЯ НОЧЬ


Тёмная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.

В тёмную ночь, ты, любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.


Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.


Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила…

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.


Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи…

Вот и сейчас надо мною она кружится.

Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому знаю: со мной ничего не случится.

(Владимир Агатов)


КЛЯТВА


И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

(Анна Ахматова)


МУЖЕСТВО


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

(Анна Ахматова)


ОЖИДАНИЕ



Мы двое суток лежали в снегу,

Никто не сказал: «Замёрз, не могу».

Видели мы – и вскипала кровь –

Немцы сидели у жарких костров.


Но, побеждая, надо уметь

Ждать негодуя, ждать и терпеть,

По чёрным деревьям всходил рассвет,

По чёрным деревьям спускалась мгла…

Но тихо лежи, раз приказа нет.

Минута боя ещё не пришла.


Слышали (таял снег в кулаке)

Чужие слова на чужом языке.

Я знаю, что каждый в эти часы

Вспомнил все песни, которые знал,

Вспомнил о сыне, коль дома сын,

Звёзды февральские пересчитал.


Ракета всплывает и сумрак рвёт.

Теперь не жди, товарищ! Вперёд!


Мы окружили их блиндажи,

Мы половину взяли живьём…

А ты, ефрейтор, куда бежишь?!

Пуля догонит сердце твоё.


Кончился бой. Теперь отдохнуть,

Ответить на письма… И снова в путь!

(Всеволод Багрицкий)


ГОВОРИ МНЕ О РОССИИ


Говори о звёздной ночи,

О берёзах, об осинах, -

Говори о чём захочешь,

Лишь бы только о России.


Лишь бы только за беседой

Отдохнул я от чужбины.

Говори мне о соседях,

Говори мне о рябине.


Говори о чёрных пашнях,

О высоком тёмном боре,

Говори о реках наших,

Что играют на просторе.


Говори мне об угодьях,

О лесных тропинках узких,

О весеннем половодье –

О раздолье нашем русском.


Говори о звёздной ночи,

О рязанском небе синем,

Говори о чём захочешь,

Лишь бы только о России.

(Иван Бауков)


БАЛЛАДА О МУЖЕСТВЕ


Славно воевали моряки,

Перед смертью смазали замки.


Спит эсминец на глубоком дне

Со смертельной раною в броне.

В амбразуре, немы и круглы,

Смотрят орудийные стволы.


Прибыл аварийный мотобот,

Вьётся змейкой воздухопровод.

Под водою, как в лесу, темно,

Водолаз спускается на дно.


Здесь мои товарищи клялись,

Моряки погибли – не сдались!

И волна смертельной синевы

Смыла бескозырки с головы.


Будут жить морские корабли, -

Вот уже понтоны подвели.

Вот уж рубка над водой видна
Миноносца, всплывшего со дна.


Если бы я мог когда-нибудь

И моих товарищей вернуть!

(Виктор Бершадский)


* * *


Берлин горит. Подтаяшая тьма

Всё выше поднимается и выше…

Огонь вошёл в угрюмые дома,

И с тяжким гулом оседают крыши,

И наземь балки падают, звеня,

И жаркий пепел сыплется за ворот…


Я много видел пепла и огня:

Я видел свой, войну познавший, город

И пламя, полыхающее в нём…

Берлин горит совсем другим огнём.

(Семён Ботвинник)

Комментариев нет:

Отправить комментарий